Франко Альбини - наследие Мастера

В рамках международной выставки «Арх-Москва», проходившей с 22 по 26 мая в ЦДХ, состоялась презентация экспозиции Франко Альбини - классика итальянской архитектуры и дизайна. Объекты Альбини сочетают в себе лаконизм с выразительностью и необычностью формы: такова его знаменитая вилла в Милане (1938) или этажерка Veliero («Парусник», 1940). Альбини также известен и как реставратор и строитель музейных зданий. На его счету восстановление ряда дворцов эпохи Возрождения и строительство музея Тезоро ди Сан Лоренцо в Генуе (1952). С 2008 г. наряду с Ле Корбюзье, Ритвельдом, Асплундом работы Альбини стали частью коллекции I Maestri («Мастера»), выпускаемой знаменитой мебельной компанией Cassina.

Экспозицию, получившую приз жюри «Арх-Москвы», вместе с Cassina организовала компания ARCHI STUDIO. Партнером мероприятия выступил шоу-рум «Интерьеры-Т», официальный дилер ведущих итальянских фабрик. На выставке были представлены фотографии реализованных проектов и современные римейки объектов дизайна 1950-1970-х гг. Сын итальянского архитектора, Марко, присутствовал на открытии выставки и в эксклюзивном интервью рассказал корреспонденту ПР, почему важно сохранять и развивать традиции Франко Альбини.

Корр. Вы создали Фонд Франко Альбини. Какова его главная цель?

Марко Альбини Работа Фонда началась после того, как в 2006 г. мы организовали выставку в миланском Триеннале. Ее дизайн разработал Ренцо Пьяно. Выставка получилась внушительной -ее освещали многие издания. Был создан архив работ Франко Альбини, насчитывающий более 30 тыс. рисунков, а также около 22 тыс. фотографий и макетов. Перед нами стояла задача описать все эти вещи и организовать их надежное хранение. Министерство культуры ограничило широкий доступ к архивным материалам. Предметы, хранящиеся в архиве, не могут пересекать границ государства. Однако мы обеспечили возможность студентам и исследователям знакомиться с архивными материалами дистанционно - через интернет.

Корр. Принимает ли ваша дочь Паула участие в работе Фонда?

МА Идея создания Фонда полностью принадлежит Пауле. Для выставки в Триеннале она сняла фильм, в котором интервьюировала всех архитекторов, сотрудничавших с отцом. Фильм продемонстрировал связь поколений и продолжение традиций Франко Альбини.

Корр. Ваш отец принадлежал к рационалистам. Близка ли вам эта идеология?

МА Рационалисты изменили подходы к архитектуре и дизайну. Они стремились к предельной простоте, минимизируя материалы и средства выражения. Стул должен был оставаться просто стулом, а полка - просто полкой. Идея была в том, чтобы помогать людям, создавая как можно больше простых и дешевых вещей.

Корр. Поэтому ваш отец использовал необработанные материалы?



МА Да, например сталь. Сталь символизировала все передовое. Но в то же время отец использовал традиционные материалы. В частности, очень любил дерево. Элементы традиции присутствуют у него даже в тех вещах, которые на первый взгляд выглядят очень новаторскими. Например, плетение на стульях Альбини очень похожие на типичное бюргерское. Хотя сами вещи очень современны.

Корр. Сегодня многие компании предлагают римейки. Почему так происходит - нет достойных дизайнеров?

МА В мире много современных дизайнеров. Большая часть коллекций Cassina выполнена как раз ими. Но у Cassina есть специальная линия - The Masters. Она имеет как культурную ценность, так и коммерческий успех. Мэтры хорошо известны благодаря публикациям. Все их работы популярны. Так что мебель, скажем, Ле Корбюзье или Вальтера Гропиуса имеет больше шансов на успех на рынке, нежели что-то сделанное молодым неизвестным архитектором.

Корр. Франко Альбини - архитектор или дизайнер?

МА Мой отец был архитектором. Все объекты дизайна, представленные на выставке, подобны архитектуре, так как они работают с пространством. Например, стеллаж Valiero, высотою до потолка, создает пространство, разделяя его. По этой причине работы Франко остаются современными - они являются не только предметами мебели, но и частью архитектуры.

Корр. Работали ли вы с отцом? Трудно ли это было?

МА Большинство считало моего отца жестким человеком. Он был молчалив, не очень щедр на комплименты. Но я помню его совершенно другим. Может быть, дело в том, что я работал с отцом в 1970-х, когда он стал более терпеливым. Но и раньше я никогда не замечал, чтобы он на кого-то давил или кому-то приказывал. Обычно он употреблял глагол «попробуй».

Корр. Кого из современных архитекторов вы выделяете?

МА Среди тех, кто много работает в сфере дизайна, на ум приходят Роберто Луччи и Микеле де Лукки. Но если вы спросите про архитектуру, то я в первую очередь назову испанца Сесара Руэду Боне и португальца Соуту де Моура.Итальянцы - неплохие архитекторы, но сейчас у нас не лучшая экономическая ситуация. Возможно, именно поэтому молодые архитекторы ищут счастья за рубежом - они не видят перспектив работы в Италии. Им, конечно, можно пожелать удачи, но, с другой стороны,если талантливые ребята покинут страну, то не останется никого, кто сможет продолжить работу. Возможно, стоит попробовать отыскать свою нишу на родине. Как делали итальянские архитекторы прошлого. Им удавалось справляться с экономическими трудностями, несмотря ни на что - даже на войну.

Мой отец как раз был одним из них.

© 2000-2024. Поддержка сайта: +7 495 7950139 добавочный 133270.
Заимствование текстов разрешено при условии цитирования.