Джеймс Стоклунд и компания

Творческая реализация - едва ли не самое важное условие для ощущения профессионального счастья дизайнера. А счастливый дизайнер способен принести радость своими проектами большому количеству людей и тем самым сделать чуть-чуть лучше наше настоящее и будущее. Если же творческая реализация случается с целым поколением дизайнеров, наступает Золотой век. Когда именно, по мнению наших современников, был зафиксирован этот счастливый миг в истории дизайна и каковы идеальные условия для их собственной реализации, мы спросили у Джеймса Стоклунда, Иоганнеса Фукса и студии Out of stock.

Gabriel Tan, дизайнер

Гэбриэл Тан - один из четверки дизайнеров, работающих в студии Out of stock. Сам он родом из Сингапура, так же как и его коллега по студии Венди Чуа. В интернациональную команду еще входит Густаво Маджо из Аргентины и Себастиан Альберди из Испании. Все они встретились в Стокгольме благодаря участию в конкурсе Electrolux Design Lab в 2005 году. То, что начиналось как творческий эксперимент, со временем превратилось в дизайн-студию, занимающуюся арт-директорством и разработкой мебели, света и интерьерного дизайна.

Прошлое и настоящее дизайна

Послевоенные годы - 50-60-е - золотое время для дизайнеров, наступившее благодаря быстрым темпам индустриализации и всеобщей заинтересованности в улучшении условий человеческой жизни как средстве залечивания ран 40-х годов. Сейчас мы стоим на пороге эпохи индивидуального производства, когда создание продукта больше не ограничено властью компаний и фабрик, и каждый может создать и продать предметы собственного изготовления легко и просто, произведены ли они вручную или с помощью цифровых технологий. Развитие таких веб-порталов, как Etsy служит катализатором для ремесленной экономики, а доступность 3D-принтеров уже оказывает большое влияние на ситуацию в дизайне.

Для себя и для всех



Для подпитки своей креативности дизайнеру необходимо постоянно видеть новое, а это значит - путешествовать, погружаться в другую культуру, быть открытым для других сфер (например, для музыки, литературы, ботаники).

Дизайнер всегда должен думать о своих возможностях улучшить будущее человечества, но на практике креаторы гораздо чаще стараются поймать «следующую волну», как это случилось с устойчивым дизайном, за которым последовало возрождение ремесленных техник, а теперь и 3D-принтинг. Я надеюсь, что дизайнеры смогут заниматься тем, что затрагивает их сердце, двигаться по пути, в который сами верят, не давая себя с него сбить и не стремясь решать «модные» задачи.

Важно, чтобы процесс работы приносил удовольствие, чтобы всегда присутствовала радость от творчества, не забывать о людях, которые будут использовать создаваемые тобой предметы, стараться увидеть мир их глазами. Среди этих пунктов нет первостепенных и второстепенных, они все одинаково важны.

Я счастлив, когда вижу людей, которые пользуются созданными нами предметами, и знаю, что своей интервенцией мы оказали положительное влияние на их жизнь.

Johannes Fuchs, дизайнер

Иоганнес Фукс изучал предметный дизайн в Hochshule fuer Bildende Kuenste в Гамбурге. Проработав пять лет в бюро Uwe Fischer, в 2001 году он открыл собственную студию. Сфера его деятельности охватывает разработку интерьерного и предметного дизайна, создание проектов для временных выставок. Его работы были отмечены наградами в различных конкурсах, в том числе Design for Europe (Кортрейк), Interior Innovation Award (Кельн). С 2005 года он также является преподавателем в HGK (Базель) на факультете предметного дизайна.

Эмоциональная привязка

Практически каждое десятилетие и каждый континент оказали влияние на историю дизайна. Был золотой век ремесел в Японии, эра индустриализации в Европе и Америке и много других периодов. Сегодняшний этап я бы назвал декадой сложности и ответственности. Дизайнер должен всегда быть готов к анализу таких факторов своего проекта, как использование, конструкция, формообразование и комбинация «материал - технология». Также дизайнер обязан задумываться о социальном контексте. Я не забываю о том, что, будучи дизайнером, также являюсь пользователем и критическим наблюдателем, беспокоюсь о полезных свойствах вещей и интересуюсь долговечностью изделий. Проект или объект нуждается в большем, чем в простой разработке формы - он, прежде всего, должен работать на пользователя. Выходя за рамки чистой функциональности, многие изделия важны как объекты, с которыми нас связывают эмоции. Меня, например, восхищает японская деревянная чаша своей красотой и функциональностью. Она стареет с достоинством, приносит пользу и благодаря этому имеет для меня непреходящую ценность. Именно эти факторы я считаю решающими для определения хорошего дизайна.

Материалы и технологии

Для меня как дизайнера большое значение имеют материалы и производственные процессы. Я задаюсь вопросом, какие возможности мне откроет новый процесс? Как, к примеру, мог бы выглядеть предмет мебели из гнутой древесины? Гардероб Lili для фирмы Mox предлагает возможный ответ. Будучи проектировщиком, я пребываю в поиске разумных решений, пытаюсь выявить перспективные образы при помощи новых концепций. Как дизайнер я должен отдавать себе отчет, что моя работа подразумевает также ответственность.

Инновационный продукт объединяет для меня долгосрочность использования и функциональность, он изготовлен с умом. Примером может быть мой собственный проект - концепция мельницы для перца. Проект базируется на новом производственном процессе литьевого формования керамики. Этот процесс позволяет осуществить промышленное производство деталей сложной геометрии. Он делает возможным создание высококачественных помольных механизмов из керамики. Мельница состоит из двух керамических деталей со встроенным механизмом для размалывания. Процесс формирует условия для нового языка форм. Вместо многочисленных деталей из различных материалов мельница для перца состоит всего лишь из двух компонентов и одного материала. Каждый проект - это новый вызов со многими открытыми вопросами и проблемами, которые необходимо решить. Функциональное назначение, форма, а также комбинация материала и технологии оказывают свое влияние на проект.

Для ощущения счастья в профессии мне необходимо иметь доверительные отношения с моими коллегами, кураторами и клиентами.

Золотые 50-e и материалистические 10-е

Мне как большому ценителю всего, что касается дизайна, сложно выделить какой-то один период в его истории и назвать «золотым веком». Можно сказать, что расцвет дизайна приходится на каждый год его существования? Если говорить серьезно, то Золотой век дизайна для меня, как и для многих - это 50-е годы прошлого столетия. Я уверен, что с такими дизайн-иконами того времени, как Арне Якобсон, Ханс Вагнер и многие другие, сложно соперничать.

Мое ремесленное прошлое сделало меня большим почитателем качественного исполнения и привило внимание к деталям. 50-е - это важный период в истории дизайна, потому что именно тогда произошел переход от ремесленничества к собственно дизайну. Это время, когда дизайнеры ставили перед собой цель сделать качественный продукт доступным для большинства, сформировало базу для современного дизайна. Многие компании до сих пор работают, руководствуясь этой идеей, и значительная часть из создаваемого сегодня вдохновлено 50-ми.

Если бы мне надо было придумать наименование периоду, в котором мы работаем сейчас, я бы назвал его «эпохой материалов», так как много внимания уделяется инновационным материалам и тем новым возможностям для дизайна, которые они в себе таят. Помимо этого существует тенденция использования вторсырья, которая, как мне кажется, в будущем получит еще большее развитие, так как проблема окружающей среды стоит достаточно остро.

Благоприятные условия для творчества

Не знаю, как для других, но для меня работа под каким-либо давлением является важным условием рождения хорошего проекта, поэтому я стараюсь всегда ставить перед собой цели и назначаю сам себе дедлайны. Большое влияние на творческий процесс оказывает также окружение, в котором ты живешь, так как настроение и энергия окружающего пространства и людей влияет на образ мыслей. Естественно, хорошо оборудованная мастерская способствует креативности, но хороший дизайн можно создать, используя минимум ресурсов. Когда работаешь в условиях нехватки последних, это еще больше стимулирует творческий процесс, заставляя довольствоваться тем, что есть в наличии.

Смещение акцентов

Мне кажется, дизайнеры сегодня должны думать о новых рынках и более дешевых и простых методах изготовления продуктов собственными силами. Тенденции современного рынка задают и контролируют крупные компании-производители. Я верю, что молодые дизайнеры способны изменить ситуацию и доказать, что необходим более экспериментальный дизайн. А свобода для экспериментов появится, когда уменьшатся риски инвестиций в производство.

После окончания учебы и основания собственной компании я совсем забыл о необходимости заботиться о связи между дизайном, бизнесом и брэндингом. Общение и презентация себя и своих работ столь же важна, как и творческий процесс. Конечно, важно делать интересный дизайн, но если ты не будешь думать о его продвижении, ты не сможешь заработать на жизнь своим творчеством.

Все, что нужно для счастья

Я счастлив заниматься тем, что я люблю, и, естественно, когда я вкладываю много времени и энергии в работу, ее признание и позитивные отклики делают меня счастливым. Это не обязательно громкий успех, мне нужно немного, чтобы поддерживать веру в себя. Я уверен, что это необходимо всем. Ощущение счастья часто приходит на начальной стадии разработки идеи. Мне повезло находить вдохновение в небольших повседневных объектах и ситуациях, поэтому «О! Есть идея!» со мной может происходить 24 часа 7 дней в неделю. И это тоже делает меня счастливым.

© 2000-2024. Поддержка сайта: +7 495 7950139 добавочный 133270.
Заимствование текстов разрешено при условии цитирования.